Курсы валют

USD
USD
   57,65      -0,57
EUR
EUR
   69,07      -0,19
Источник: ЦБ РФ

История города

Набережные Челны - город с богатым историческим прошлым. Как показывают археологические раскопки, первые поселения, здесь появились, в эпоху бронзы. Это примерно, середина третьего тысячелетия до нашей эры.
Первые письменные упоминания, о городе Набережные Челны, относятся к более позднему периоду.
Свод булгарских летописей Бахши Имана "Джагфар Тарихы" от 1680 года, сообщает об основании города Яр Чаллы в 1172 году и о превращении его в XIV-XV веках, в крупный булгарский город, тогда же он становится, центром Ярской области, Булгарского царства.
По документам, сохранившимся в государственных архивах, город Набережные Челны, в русских летописях, впервые упоминается в 1626 году.
По переписи 1647 года выявляется, что вокруг Набережных Челнов, сформировалась целая группа поселений, таких как: Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и других, всего 10 населённых пунктов.
Вместе взятые, они имели 296 дворов - крестьянских и 55 дворов - бобылевских, в них проживало 683 крестьянина и бобылей мужского пола.
Cлободы Мыс и Бережная, с первых десятилетий своего существования, стали торгово-ремесленными поселениями. Здесь люди занимались рыболовством, переработкой дерева, пушным промыслом, бурлачили на купеческих речных караванах.
Во второй половине XIX века Набережные Челны постепенно превращаются в торговый и деловой центр на Нижней Каме.
Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек таких как - Челнинка, Мелекес, Шильна.
В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все эти луга оказались затопленными, из-за создания "Нижнекамского водохранилища".
Богата была местность озерами, на многих из них водилась промысловая дичь и большое количество рыбы. В Настоящее время, большинство озер либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены различными жилыми и административными объектами.
Огромным богатством был лес, в XVI-XVII вв., оба берега реки Кама были сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли, сосновые леса - Большой и Малый Бор, что под городом Елабуга, а также так называемые корабельные рощи, встречавшиеся по обеим берегам Камы.
В этих рощах в течение XVII-XIX вв., заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в городах Казань, Астрахань и других. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от села Боровецкого и деревни Малая Шильна.
Разработкой леса и его охраной до 60-х гг. XIX века занималось "Морское министерство", поэтому корабельные рощи хотя бы частично, сохранились и до наших дней.
В настоящее время, на месте Боровецкой рощи, находится лесной массив, Кызыл-Тау (Красная гора). Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки "перешагнула" на левый - лесостепной, берег Камы.
Поэтому главная достопримечательность Кзыл-Тау это - "красавица пихта". Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама".
В начале ХХ века, Набережные Челны, представляют собой большое и богатое торговое село, где наиболее важной частью его, была улица Дворянская. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск.
Дома на Дворянской улице были деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Также в ней располагались конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев.
К этому времени в Набережных Челнах, находилась самая крупная пристань на реке Кама, а также были, Никольская церковь, училище, мельница, 18 лавок. Население в 1847г. составляло 1726 человек. Основным населением Набережных Челнов были булгары (татары) и русские.
В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Набережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80% хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома "И.Г.Стахеев и сыновья", "Братья Халфины", "Наследники" В.Г.Стахеева, "Бушмакин с сыновьями", "Камско-Вятское торговое товарищество".
Символом города, стал крупнейший в России речной элеватор емкостью 2 млн. пудов хлеба. Построен был под руководством иностранных фирм и специалистов, в 1914-1917 гг. на средства государственного банка России. В эксплуатацию объект был принят в 1917 году. Построенное на крутом речном откосе, здание словно стекает величественными объемами к реке. И ныне продолжающий действовать Набережночелнинский элеватор является памятником истории и архитектуры.
На берегу реки Камы, в сосновом бору, сохранилась дача купца Д.И.Стахеева с кумысолечебницей, построенная в 1908-1909гг. Здесь находится санаторий, принадлежавший Бондюжскому заводу, позже Татарскому совету профсоюзов, затем автомобильному заводу КамАЗ.
В конце 1991 года, на здании административного корпуса противотуберкулезного санатория открыт мемориальный знак. В соответствии с законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" решением исполкома Комсомольского райсовета от 22 августа 1990 года санаторий "Тарловский" отнесен к категории недвижимых памятников истории местного значения.
С 1921-1930 гг. Набережные Челны были кантонным и одновременно волостным центром. Затем кантон был преобразован в Челнинский район. Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9 300 человек. Из промышленных предприятий были: 31 мельница, различные артели, лесозавод "Республиканец", действовали артели "Победа", "Красная заря", "Металлист".
В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8,5 тысяч погибли сражаясь за Родину. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских домов, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району. На базе Тарловского санатория был развернут эвакогоспиталь №4089. Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены званиями "Герой Советского Союза", а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Около 3000 человек были награждены орденами и медалями.
В начале 1960-х гг. в городе началось строительство Завода Ячеистых Бетонов(ЗЯБ), Нижнекамской ГЭС и кирпичного завода. В 1964 году на базе 3 строительно-монтажных управлений создано управление строительства "КамГэсЭнергоСтрой".
Население к 1969 году составляло 35,5 тысяч человек. Район оставался сельскохозяйственным.
14 июля 1969 года в Набережные Челны приезжает государственная комиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под завод КамАЗ. В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью "Здесь будет построен Камский автомобильный батыр".
13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство автогиганта КамАЗ.
Со строительством КамАЗа, Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года "О мерах по строительству города Набережные Челны" началось и строительство "Нового Города" на берегу реки Кама.
Первенец КамАЗа - РИЗ - вступил в строй в 1973 году.
16 февраля 1976 года, заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме.

Лучший подарок на юбилей начальнику или коллеге, это копия картины известного художника. И заказать копию картины их очень просто. Вы можете купить картину в высоком разрешении в недорогом интернет магазине копий картин, всем покупателям дарим скидки и подарки, бесплатная доставка, торопитесь цены снижены!